1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
Предметы |
Количество участников ЕГЭ и % выбора |
|||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
Биология |
1407 |
23,66 |
1371 |
23,86 |
1046 |
22,3 |
Юноши |
Девочки |
||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
347 |
33,2 |
699 |
66,8 |
Всего участников ЕГЭ по предмету биология |
1046 |
Из них: выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО |
970 |
выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО |
6 |
выпускников прошлых лет |
70 |
Всего участников ЕГЭ по предмету биология |
1046 |
Из них: - выпускники лицеев и гимназий |
|
- выпускники СОШ |
772 |
- СПО |
6 |
- ВПЛ |
71 |
АТЕ |
Количество участников |
Количество участников ЕГЭ по учебному предмету |
% от общего числа участников в регионе |
% от общего числа участников по АТЕ |
г.о. Нальчик |
1297 |
287 |
27,4 |
22,13 |
г.о. Прохладный |
280 |
49 |
4,7 |
17,50 |
г.о. Баксан |
302 |
68 |
6,5 |
22,52 |
Баксанский район |
451 |
103 |
9,8 |
22,84 |
Зольский район |
225 |
66 |
6,3 |
29,33 |
Лескенский район |
151 |
39 |
3,7 |
25,83 |
Майский район |
161 |
34 |
3,3 |
21,12 |
Прохладненский район |
138 |
37 |
3,5 |
26,81 |
Терский район |
212 |
53 |
5 |
25,00 |
Урванский район |
336 |
79 |
7,6 |
23,51 |
Чегемский район |
296 |
67 |
6,4 |
22,64 |
Черекский район |
223 |
56 |
5,3 |
25,11 |
Эльбрусский район |
165 |
31 |
3,0 |
18,79 |
ВПЛ |
461 |
77 |
7,4 |
16,70 |
Итого по КБР |
4698 |
1046 |
22,3 |
ВЫВОД о характере изменения количества участников ЕГЭ по биологии
Сравнивая число участников ЕГЭ по биологии в течение трех лет, следует отметить отрицательную динамику количества участников ЕГЭ по предмету в целом, в процентном отношении снижение составляет 1,5%, что объясняется демографической ситуацией и изменением перечня вступительных испытаний. По гендерному соотношению девушек на 6,6 % больше, чем юношей. Основную часть участников ЕГЭ составили выпускники текущего года, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования; 7,3% - выпускники прошлых лет и обучающиеся, освоившие программы среднего профессионального образования. Выпускники лицеев и гимназий республики в общем количестве участников составили 18,8%. В разрезе административно-территориальных единиц практически третью часть составили участники г. о. Нальчик.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО БИОЛОГИИ
Экзаменационная работа состоит из 7 содержательных блоков которые направлены на выявление знаний основных положений биологических законов, теорий, распознавания объектов живой природы по описаниям и рисункам, решение биологических задач, выявление основных признаков живой природы.
№ |
Содержательные разделы |
Код раздела |
Код элемента содержания |
Число заданий разного уровня сложности |
Всего заданий |
|||
Часть 1 |
Часть 2 |
Б |
П |
В |
||||
1 |
Биология как наука. Методы научного познания |
1 |
1.1 |
0 |
1 |
|
|
1 |
2 |
Клетка как биологическая система |
2 |
2.2, 2.4, 2.6, 2.7 |
2.3 |
3 |
2 |
1 |
6 |
3 |
Организм как биологическая система |
3 |
3.2-3.5, 3.8 |
3.5 |
4 |
1 |
1 |
6 |
4 |
Система и многообразие органического мира |
4 |
4.3-4.6 |
4.6 |
5 |
2 |
1 |
8 |
5 |
Организм человека и его здоровье |
5 |
5.2-5.5 |
5.2, 5.3 |
5 |
1 |
1 |
7 |
6 |
Эволюция живой природы |
6 |
6.1-6.4 |
6.1 |
4 |
2 |
2 |
8 |
7 |
Экосистемы и присущие им закономерности |
7 |
6.2, 7.3 |
7.2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Всего |
|
|
|
24 |
9 |
7 |
40 |
Как видно из таблицы, каждый блок экзаменационной работы представлен определенным числом заданий разного уровня сложности. Преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку там раскрываются основные положения биологических законов, правил, гипотез, теорий, а также сущность биологических процессов и явлений, строение и признаки биологических объектов, закономерности наследственности и изменчивости, эволюция органического мира, экосистемы и характерной для них закономерности.
3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
3.1 Диаграмма распределения участников ЕГЭ по учебному биологии по тестовым баллам в 2016 г.
|
Субъект РФ |
||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
Не преодолели минимального балла |
253 |
318 |
213 |
Средний балл |
44,6 |
48,85 |
49,3 |
Получили от 81 до 100 баллов |
31 |
80 |
47 |
Получили 100 баллов |
0 |
1 |
0 |
3.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:
|
Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО |
Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО |
Выпускники прошлых лет |
Доля участников, набравших балл ниже минимального |
18,6(196) |
0,1(1) |
1,6(16) |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов |
48,7(509) |
0,3(3) |
4,0(42) |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
20,9(219) |
0,2(2) |
1,1(11) |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
4,4(46) |
0 |
0,1(1) |
Количество выпускников, получивших 100 баллов |
0 |
0 |
0 |
000
|
СОШ |
Лицеи, гимназии |
||
Доля участников, набравших балл ниже минимального |
17,2(181) |
1,4(15) |
0,1(1) |
1,6(16) |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов |
41,3(431) |
7,4(78) |
0,3(3) |
4,0(42) |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
12,7(133) |
8,2(86) |
0,2(2) |
1,1(11) |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
2,7(28) |
1,7(18) |
0 |
0,1(1) |
Количество выпускников, получивших 100 баллов |
0 |
0 |
0 |
0 |
В) Основные результаты ЕГЭ по биологии в сравнении по АТЕ
Наименование АТЕ |
Доля участников, набравших балл ниже минимального |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
Количество выпускников, получивших 100 баллов |
г.о. Нальчик |
13,9 |
49,5 |
29,6 |
7,0 |
0 |
г.о. Прохладный |
8,2 |
49,0 |
36,7 |
6,1 |
0 |
г.о. Баксан |
27,9 |
48,5 |
20,6 |
2,9 |
0 |
Баксанский район |
26,2 |
59,2 |
12,6 |
1,9 |
0 |
Зольский район |
34,8 |
53,0 |
10,6 |
1,5 |
0 |
Лескенский район |
25,6 |
53,8 |
17,9 |
2,6 |
0 |
Майский район |
23,5 |
52,9 |
20,6 |
2,9 |
0 |
Прохладненский район |
18,9 |
73,0 |
8,1 |
0,0 |
0 |
Терский район |
5,6 |
51,9 |
29,6 |
13,0 |
0 |
Урванский район |
32,9 |
41,8 |
19,0 |
6,3 |
0 |
Чегемский район |
14,9 |
59,7 |
22,4 |
3,0 |
0 |
Черекский район |
21,4 |
55,4 |
19,6 |
3,6 |
0 |
Эльбрусский район |
22,6 |
51,6 |
25,8 |
0,0 |
0 |
Название ОО |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
Доля участников, не достигших минимального балла |
МКОУ СОШ с.Белокаменское |
50,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №4 с.Н.Куркужин |
50,0 |
0,0 |
50,0 |
МКОУ СОШ №3 с.Заюково |
33,3 |
66,7 |
0,0 |
МКОУ СОШ №1 с.Кахун |
33,3 |
33,3 |
33,3 |
МКОУ СОШ №2 с.Ст Черек |
33,3 |
0,0 |
33,3 |
МКОУ СОШ с.Н-Хамидия |
33,3 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №2 г.Терек |
30,0 |
20,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №3 г.Терек |
28,6 |
28,6 |
14,3 |
МКОУ СОШ №5 г.Баксан |
25,0 |
0,0 |
25,0 |
МКОУ СОШ №21 г.Нальчик |
25,0 |
50,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №27 г.Нальчик |
23,1 |
23,1 |
15,4 |
МКОУ СОШ №32 г.Нальчик |
22,2 |
22,2 |
16,7 |
МКОУ СОШ №1 г.Анзорей |
20,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ№1 с.Лечинкай |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
МКОУ СОШ лицей №1 г.Нарткала |
18,2 |
36,4 |
27,3 |
Название ОО |
Доля участников, не достигших минимального балла |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
МКОУ СОШ с.Псыкод |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ с. Бедык |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №3 с.Псыгансу |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МОУ Лицей №1 г.Тырныауз |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №1 с.Приречное |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ с.Алтуд |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ с. Лашкута |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ№4 г.Чегем |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ с.Зольское |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №1 с.Ст Черек |
80,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №15 г.Нальчик |
75,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №1 с.Баксаненок |
75,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №2 г.Баксан |
66,7 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №1 с.Малка |
66,7 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №8 г.Нальчик |
66,7 |
0,0 |
0,0 |
ВЫВОД о характере изменения результатов ЕГЭ по биологии
Результаты ЕГЭ по биологии свидетельствует о повышении среднего балла по сравнению с 2015 годом на 4,7. Уменьшилось количество выпускников, не преодолевших минимальный порог, но вместе с тем снизилось почти в 2 раза число выпускников, набравших высокие баллы (от 81 до 100): 2015 год – 80 человек и 1 человек – 100 баллов; 2016 год – 47 человек, набравших 100 баллов нет. Традиционно более высокие результаты показывают выпускники лицеев и гимназий. Высокие результаты продемонстрировали выпускники г.о. Нальчик, г. о. Прохладный, Терского района, в котором самый низкий процент неудовлетворительных оценок.
4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ
Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.
1. Задание из содержательного блока 1 выполнили 72% экзаменующихся, что является неплохим результатом.
2. Блок 2. В этом блоке процент выполнения заданий части 1 по базовому уровню сложности колеблется от 35 до 48%. Наибольшие затруднения у выпускников вызвал вопрос об отличии сперматогенеза от овогенеза (35%), а также отличия прокариот от эукариот (47%), и всего 45% ответили правильно на вопрос из раздела «Биосинтез белка в клетке». В задании с повышенным уровнем сложности на установление соответствия между характеристикой и органоидом клетки, правильно ответили 33%, а в заданиях касающихся вопросов мейоза 42%, остальные получили 0 баллов т.к. не сумели выполнить задания.
3. Блок 3. В этом разделе представлены вопросы, проверяющие знания по генетике, онтогенезу. Процент выполнения этих заданий колеблется от 44 до 70. На повышенном уровне (№26) процент выполнения 78.
4. Блок 4. С заданиями этого блока учащиеся справились успешно. Выполнение этих заданий колеблется в интервале 50-70% на базовом уровне, а на повышенном №27 – 73%, и №30 – 52%.
5. Блок 5. Организм человека и его здоровье. Средний процент выполнения от №17 – 40% до №16 – 72% с базовым уровнем сложности. Задания с повышенным уровнем сложности №31 выполнили только 18% учащихся (раздел посвящен нервной системе).
6. Блок 6. В этот блок вошли задания №19-22, 25 базового уровня и №32 повышенного. Выполнение по разделу – 54-70%. Нужно отметить значительный прогресс в ответах на задания которые относятся к наиболее сложным в общей биологии. Около 70% учащихся правильно ответили на вопрос о формах естественного отбора, типах приспособления. На задания №32 повышенного уровня участники ЕГЭ получили в среднем 60%.
7. Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности. На базовом уровне (задания 23, 24) получены в среднем 64 и 48% соответственно. На повышенном уровне №28 процент выполнения составил 76, что указывает на отсутствие особых затруднений при ответе на эти вопросы.
Таким образом, анализ процента выполнения участниками ЕГЭ части 1 варианта 434, где представлены задания разного типа и уровня сложности позволяет заключить, что в целом учащиеся справились с заданием.
Анализ результатов ЕГЭ части 2.
Линия №34. Задания по экологии (блок 7). Вопрос: Почему согласно правилу экологической пирамиды в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии. Процент выполнения 29. Этот вопрос у участников вызывал затруднение. Конкретного ответа большинство дать не смогли был приведен материал не имеющий отношения к вопросу, что указывает на отсутствие умения работать с текстом при подготовке к экзамену и выделять в нем главное.
Обозначение задания в работе |
Коды элементов содержания |
Коды проверяемых умений |
Уровень сложности задания
|
Средний процент выполнения по региону |
|
Код раздела |
Код элемента содержания |
||||
1 |
1 |
1.1 |
3.1.4 |
Б |
72 |
2 |
2 |
2.2 |
1.2.1, 2.5.1 |
Б |
47 |
3 |
2 |
2.6 |
1.3.1, 2.2.1, 2.7.2 |
Б |
45 |
4 |
2 |
2.7 |
1.2.2, 1.3.2 |
Б |
35 |
5 |
3 |
3.2 |
1.3.3, 2.7.3 |
Б |
44 |
6 |
3 |
3.5 |
1.1.3, 1.1.4 |
Б |
70 |
7 |
3 |
3.6 |
1.1.4, 1.1.5, 2.1.4 |
Б |
50 |
8 |
3 |
3.4 |
1.1.3, 1.1.4, 1.1.5 |
Б |
59 |
9 |
4 |
4.3 |
1.2.3 |
Б |
71 |
10 |
4 |
4.4 |
1.2.3, 1.3.1 |
Б |
50 |
11 |
4 |
4.5 |
1.2.3 |
Б |
63 |
12 |
4 |
4.6 |
1.3.3 |
Б |
70 |
13 |
4 |
4.7 |
1.2.3, 1.3.1 |
Б |
62 |
14 |
5 |
5.4 |
1.5, 2.1.7, 2.1.8 |
Б |
53 |
15 |
5 |
5.2 |
1.2.3, 1.3.1, 2.5.3 |
Б |
60 |
16 |
5 |
5.3 |
1.5.3, 2.1.8 |
Б |
72 |
17 |
5 |
5.4 |
1.5.3, 2.1.8 |
Б |
40 |
18 |
5 |
5.5 |
2.1.8 |
Б |
45 |
19 |
6 |
6.2 |
1.3.5 |
Б |
69 |
20 |
6 |
6.1 |
1.3.5, 2.1.1, 1.1.1 |
Б |
56 |
21 |
6 |
6.3 |
1.1.2, 1.3.5 |
Б |
54 |
22 |
6 |
6.3 |
1.3.5 |
Б |
70 |
23 |
7 |
7.4 |
1.1.4, 1.2.4 |
Б |
64 |
24 |
7 |
7.3 |
1.2.4, 2.5.4 |
Б |
48 |
25 |
6 |
6.1 |
1.1.1, 1.3.5 |
П |
45 |
26 |
3 |
3.2 |
2.7.3 |
П |
78 |
27 |
4 |
4.6 |
2.6.1 |
П |
73 |
28 |
7 |
7.2 |
2.6.3, 2.9.2 |
П |
76 |
29 |
2 |
2.4 |
2.7.1 |
П |
33 |
30 |
4 |
4.5 |
2.7.1, 2.7.3 |
П |
52 |
31 |
5 |
5.2 |
1.5 |
П |
18 |
32 |
6 |
6.4 |
2.7.4 |
П |
60 |
33 |
2 |
2.7 |
2.2.7, 1.3.2 |
П |
42 |
34 |
7 |
7.2 |
2.1.5, 1.3.6, 2.4 |
В |
29 |
35 |
6 |
6.1 |
2.2, 2.5, 2.6 |
В |
13 |
36 |
5 |
5.2, 5.3 |
2.2, 2.5, 2.6 |
В |
17 |
37 |
4 |
4.6 |
2.1 |
В |
18 |
38 |
6 |
6.1 |
2.1, 2.2 |
В |
17 |
39 |
2 |
2.3 |
2.3 |
В |
12 |
40 |
3 |
3.5 |
2.3 |
В |
17 |
Линия №35. Вопрос по эволюции (Блок 6). Процент выполнения 13. Чтобы ответить на этот вопрос нужно иметь понятие о виде, этапах видообразования, различать географическое и экологическое видообразование. Отсутствие этих знаний не позволило большинству участников ЕГЭ получить высокие баллы.
Линия №36 (Блок 5). Предполагается прочтение текста, где надо найти 3 ошибки и исправить их. С этим заданием справилось 17% учащихся. Чтобы выполнить задания этой линии в данном варианте нужно уметь выявлять особенности строения и функции кровеносной системы, устанавливать взаимосвязь между ними.
Линия №37 (Блок 4). Вопрос о коралловых полипах. Чтобы на него ответить нужно знать строение кишечнополостных. Разнообразие их клеток, особенности строения в связи с их функциями, и отметить особенности пищеварения у колониальных форм (общая кишечная полость). Это задание выполнили 18% процентов учащихся.
Линия 38 (Блок 6). Дается текст. Необходимо определить критерии вида и ответ пояснить. Чтобы правильно выполнить это задание необходимо знать, что такое вид и какие выделяют критерии вида. При отсутствии этих знаний задание останется не выполненным. Средний процент составил 17.
Линия 39. Задача по цитологии. В этом задании проверяются знания о клетке, в которой нужно установить количество ДНК на разных фазах мейоза при овогенезе. Чтобы сделать это задание нужно уметь дифференцировать стадии мейоза, понять как изменяется число хромосом и ДНК в первом и втором делении мейоза и почему происходит уменьшение количества ДНК вдвое
В процессе мейоза. Такие задания для учащихся оказываются трудными. Средний показатель выполнения составил 12%.
Линия 40. Задача на сцепленное наследование. Чтобы решить эту задачу нужно знать хромосомную теорию Моргана, иметь понятие о том, что сцепление может быть полным, как в данном задании, и не полным, т.е. может иметь место кроссинговер. С задачей справились 17% учащихся, остальные ее решили как обычное дигибридное, анализирующее скрещивание. Ошибкой при решении таких задач, является то, что участники ЕГЭ не обращают внимание на процентное соотношение признаков в потомстве, поэтому они не могут дать правильного объяснения о характере наследования и причинах появления таких результатов.
Вывод: анализ ответов участников ЕГЭ на задания с высоким уровнем сложности показал, что учащиеся не могут правильно раскрыть сути вопроса, затрудняются давать полные ответы. Отсутствует объяснение полученных результатов (№ 39, 40 и др.), что приводит к снижению баллов как за соответствующую позицию, так и за все задание в целом. Учащимся не привито умение работать с текстом, рисунком, схемами, что также сказывается на результатах. Среднее значение выполнения заданий колеблется в интервале от 12 до 29%. Возможными причинами ошибок в ответах может быть:
1. неумение работать с текстом т.е. выделить главное, существенное и кратко изложить ответ;
2. неумение обобщать и применять знания об эволюции органического мира и экологических закономерностях;
3. отсутствие навыков работы с рисунком, где требуется узнать объект и ответить на поставленные вопросы;
4. на качество ответов и последующее снижение баллов влияет отсутствие объяснений полученных в каждом случае, где требуется ответ пояснить, привести примеры.
Название УМК |
Примерный процент ОО, в которых использовался данный УМК |
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, 2013-2014, Вентана-Граф |
75% |
Биология, Общая биология, 10-11 класс, Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., 2012 |
20% |
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. (профильный уровень). Вентана-Граф. 2012, 2013. |
5% |
Меры методической поддержки изучения учебного предмета в 2015-2016 учебном году на региональном уровне
№ |
Дата |
Мероприятие |
1 |
09.2015-04.2016 |
Постоянно действующий семинар «Методическое сопровождение изучения учебных предметов на третьем уровне обучения» (по предметам) |
2 |
09.2015-04.2016 |
Постоянно действующий семинар «Специфика оценивания уровня знаний обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации» (по предметам) |
3 |
10.2015-12.2015 |
Курсы повышения квалификации для учителей, продемонстрировавших недостаточный уровень профессиональной компетенции |
ВЫВОДЫ
Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий.
1. Задание из содержательного блока 1 выполнили 72% экзаменующихся, что является неплохим результатом.
2. Блок 2. В этом блоке процент выполнения заданий части 1 по базовому уровню сложности колеблется от 35 до 48%. Наибольшие затруднения у выпускников вызвал вопрос об отличии сперматогенеза от овогенеза (35%), а также отличия прокариот от эукариот (47%), и всего 45% ответили правильно на вопрос из раздела «Биосинтез белка в клетке». В задании с повышенным уровнем сложности на установление соответствия между характеристикой и органоидом клетки, правильно ответили 33%, а в заданиях касающихся вопросов мейоза 42%, остальные получили 0 баллов т.к. не сумели выполнить задания.
3. Блок 3. В этом разделе представлены вопросы, проверяющие знания по генетике, онтогенезу. Процент выполнения этих заданий колеблется от 44 до 70. На повышенном уровне (№26) процент выполнения 78.
4. Блок 4. С заданиями этого блока учащиеся справились успешно. Выполнение этих заданий колеблется в интервале 50-70% на базовом уровне, а на повышенном №27 – 73%, и №30 – 52%.
5. Блок 5. Организм человека и его здоровье. Средний процент выполнения от №17 – 40% до №16 – 72% с базовым уровнем сложности. Задания с повышенным уровнем сложности №31 выполнили только 18% учащихся (раздел посвящен нервной системе).
6. Блок 6. В этот блок вошли задания №19-22, 25 базового уровня и №32 повышенного. Выполнение по разделу – 54-70%. Нужно отметить значительный прогресс в ответах на задания, которые относятся к наиболее сложным в общей биологии. Около 70% учащихся правильно ответили на вопрос о формах естественного отбора, типах приспособления. На задания №32 повышенного уровня участники ЕГЭ получили в среднем 60%.
7. Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности. На базовом уровне (задания 23, 24) получены в среднем 64 и 48% соответственно. На повышенном уровне №28 процент выполнения составил 76, что указывает на отсутствие особых затруднений при ответе на эти вопросы.
Таким образом, анализ процента выполнения участниками ЕГЭ части 1 варианта 434, где представлены задания разного типа и уровня сложности позволяет заключить, что в целом учащиеся справились с заданием.
Анализ результатов ЕГЭ части 2.
Линия №34. Задания по экологии (блок 7). Вопрос: Почему согласно правилу экологической пирамиды в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии. Процент выполнения 29. Этот вопрос у участников вызывал затруднение. Конкретного ответа большинство дать не смогли: учащиеся привели пример, не имеющий отношения к вопросу, что указывает на отсутствие умения работать с текстом при подготовке к экзамену и выделять в нем главное.
Линия №35. Вопрос по эволюции (Блок 6). Процент выполнения 13. Чтобы ответить на этот вопрос нужно иметь понятие о виде, этапах видообразования, различать географическое и экологическое видообразование. Отсутствие этих знаний не позволило большинству участников ЕГЭ получить высокие баллы.
Линия №36 (Блок 5). Предполагается прочтение текста, где надо найти 3 ошибки и исправить их. С этим заданием справилось 17% учащихся. Чтобы выполнить задания этой линии в данном варианте нужно уметь выявлять особенности строения и функции кровеносной системы, устанавливать взаимосвязь между ними.
Линия №37 (Блок 4). Вопрос о коралловых полипах. Чтобы на него ответить, нужно знать строение кишечнополостных. Разнообразие их клеток, особенности строения в связи с их функциями, и отметить особенности пищеварения у колониальных форм (общая кишечная полость). Это задание выполнили 18% процентов учащихся.
Линия 38 (Блок 6). Дается текст. Необходимо определить критерии вида и ответ пояснить. Чтобы правильно выполнить это задание необходимо знать, что такое вид и какие выделяют критерии вида. При отсутствии этих знаний задание останется не выполненным. Средний процент составил 17.
Линия 39. Задача по цитологии. В этом задании проверяются знания о клетке, в которой нужно установить количество ДНК на разных фазах мейоза при овогенезе. Чтобы сделать это задание нужно уметь дифференцировать стадии мейоза, понять, как изменяется число хромосом и ДНК в первом и втором делении мейоза и почему происходит уменьшение количества ДНК вдвое.
В процессе мейоза. Такие задания для учащихся оказываются трудными. Средний показатель выполнения составил 12%.
Линия 40. Задача на сцепленное наследование. Чтобы решить эту задачу нужно знать хромосомную теорию Моргана, иметь понятие о том, что сцепление может быть полным, как в данном задании, и не полным, т.е. может иметь место кроссинговер. С задачей справились 17% учащихся, остальные ее решили как обычное дигибридное, анализирующее скрещивание. Ошибкой при решении таких задач, является то, что участники ЕГЭ не обращают внимание на процентное соотношение признаков в потомстве, поэтому они не могут дать правильного объяснения о характере наследования и причинах появления таких результатов.
Анализ ответов участников ЕГЭ на задания с высоким уровнем сложности показал, что учащиеся не могут правильно раскрыть суть вопроса, затрудняются давать полные ответы. Отсутствует объяснение полученных результатов (№39, 40 и др.), что приводит к снижению баллов как за соответствующую позицию, так и за все задание в целом. Учащимся не привито умение работать с текстом, рисунком, схемами, что также сказывается на результатах. Среднее значение выполнения заданий колеблется в интервале от 12 до 29%. Возможными причинами ошибок в ответах может быть:
1) неумение работать с текстом, т.е. выделить главное, существенное и кратко изложить ответ;
2) неумение обобщать и применять знания об эволюции органического мира и экологических закономерностях;
3) отсутствие навыков работы с рисунком, где требуется узнать объект и ответить на поставленные вопросы;
4) на качество ответов и последующее снижение баллов влияет отсутствие объяснений полученных в каждом случае, где требуется ответ пояснить, привести примеры.
1.5.5. Рекомендации
Уделить особое внимание изучению разделов и тем, вызвавших наибольшие затруднения, выявленных в ходе анализа. Кроме того, формировать метапредметные умения: работа с информацией (тексты, схемы, рисунки). При конструировании уроков биологии учитывать практическую направленность курса, выражающуюся в решении биологических задач.
1.5.6. Составители отчета (методического анализа по предмету)
Анализ результатов ЕГЭ по биологии проведен ГБУ «Центр мониторинга и статистики образования» Минобрнауки КБР и ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» Минобрнауки КБР.
Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ЕГЭ по предмету |
Гидова Эльза Мисостовна, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», к.б.н., доцент |
Председатель предметной комиссии по биологии |