1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Учебный предмет |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
чел. |
% от общего числа участников |
чел. |
% от общего числа участников |
чел. |
% от общего числа участников |
|
английский язык |
341 |
5,73 |
357 |
6,21 |
246 |
5,5 |
Юноши |
Девушки |
||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
74 |
30 |
172 |
70 |
Всего участников ЕГЭ по английскому языку |
246 |
Из них: выпускников текущего года, обучающихся по программам СОО |
228 |
выпускников текущего года, обучающихся по программам СПО |
0 |
выпускников прошлых лет |
18 |
Всего участников ЕГЭ по иностранным языкам |
246 |
Из них: - выпускники лицеев и гимназий |
118 |
- выпускники СОШ |
110 |
- СПО |
0 |
- ВПЛ |
18 |
АТЕ |
Количество участников |
Количество участников ЕГЭ по учебному предмету |
% от общего числа участников в регионе |
% от общего числа участников по АТЕ |
г.о. Нальчик |
1297 |
140 |
57,0 |
10,79 |
г.о. Прохладный |
280 |
22 |
9,0 |
7,86 |
г.о. Баксан |
302 |
8 |
3,2 |
2,65 |
Баксанский район |
451 |
2 |
0,8 |
0,44 |
Зольский район |
225 |
3 |
1,2 |
1,33 |
Лескенский район |
151 |
1 |
0,4 |
0,66 |
Майский район |
161 |
8 |
3,2 |
4,97 |
Прохладненский район |
138 |
4 |
1,6 |
2,90 |
Терский район |
212 |
9 |
3,7 |
4,25 |
Урванский район |
336 |
16 |
6,5 |
4,76 |
Чегемский район |
296 |
8 |
3,2 |
2,70 |
Черекский район |
223 |
1 |
0,4 |
0,45 |
Эльбрусский район |
165 |
6 |
2,4 |
3,64 |
ВПЛ |
461 |
18 |
7,3 |
3,90 |
Итого по КБР |
4698 |
258 |
100 |
5,2 |
ВЫВОД. Наблюдается сокращение числа выпускников, сдающих аиностранные языки. Это объясняется тем, что иностранные языки исключены из перечня вступительных испытаний большого количества направлений гуманитарного профиля, следовательно, отпадает потребность в его сдаче. По-прежнему, подавляющее количество сдающих аиностранные языки формируется выпускниками городских школ. Среди районных ОО выделяются Урванский, Терский и Майский районы.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КИМ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
КИМ по иностранным языкам составлен в соответствии с требованиями ФГОС по иностранным языкам, его базового и профильного уровней, и, соответственно, отражает уровень языковой компетенции по всем видам речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение).
Представлены задания базового, повышенного и высокого уровней в оптимальном соотношении.
3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
3.1 Диаграмма распределения участников ЕГЭ по предмету английский язык по тестовым баллам в 2016 г.
3.2 Динамика результатов ЕГЭ по иностранным языкам за последние 3 года
Иностранные языки
|
КБР |
||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
Не преодолели минимального балла |
0 |
60 |
7 |
Средний балл |
45,4 |
45,2 |
59,6 |
Получили от 81 до 100 баллов |
0 |
32 |
48 |
Получили 100 баллов |
0 |
0 |
0 |
3.3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки:
|
Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СОО |
Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО |
Выпускники прошлых лет |
Доля участников, набравших балл ниже минимального |
2,4(6) |
0 |
0,4(1) |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов |
39,1(96) |
0 |
3,7(9) |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
33,3(82) |
0 |
1,6(4) |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
17,9(44) |
0 |
1,6(4) |
Количество выпускников, получивших 100 баллов |
0 |
0 |
0 |
английский язык |
СОШ |
Лицеи, гимназии |
Выпускники текущего года, обучающиеся по программам СПО |
Выпускники прошлых лет |
Доля участников, набравших балл ниже минимального |
2,4(6) |
0 |
0 |
0,4(1) |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов |
22,8(56) |
16,3(40) |
0 |
3,7(9) |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
13,8(34) |
19,5(48) |
0 |
1,6(4) |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
5,7(14) |
12,2(30) |
0 |
1,6(4) |
Количество выпускников, получивших 100 баллов |
0 |
0 |
0 |
0 |
Наименование АТЕ |
Доля участников, набравших балл ниже минимального |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
Количество выпускников, получивших 100 баллов |
г.о. Нальчик |
0,7 |
38,6 |
33,6 |
27,1 |
0 |
г.о. Прохладный |
4,5 |
36,4 |
40,9 |
18,2 |
0 |
г.о. Баксан |
0,0 |
75,0 |
25,0 |
0,0 |
0 |
Баксанский район |
0,0 |
50,0 |
0,0 |
50,0 |
0 |
Зольский район |
33,3 |
33,3 |
33,3 |
0,0 |
0 |
Лескенский район |
0,0 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0 |
Майский район |
0,0 |
87,5 |
12,5 |
0,0 |
0 |
Прохладненский район |
0,0 |
75,0 |
25,0 |
0,0 |
0 |
Терский район |
0,0 |
22,2 |
77,8 |
0,0 |
0 |
Урванский район |
0,0 |
37,5 |
56,3 |
6,3 |
0 |
Чегемский район |
25,0 |
37,5 |
37,5 |
0,0 |
0 |
Черекский район |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0 |
Эльбрусский район |
0,0 |
66,7 |
33,3 |
0,0 |
0 |
Название ОО |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
Доля участников, не достигших минимального балла |
МКОУ СОШ №1 с.Баксаненок |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ ВОШ №1 г.Нальчик |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №23 г.Нальчик |
66,7 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №27 г.Нальчик |
50,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №28 г.Нальчик |
50,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ №4 г.Прохладный |
50,0 |
50,0 |
0,0 |
МКОУ №8 г.Прохладный |
50,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ гимназия №1 г.Нальчик |
50,0 |
50,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №8 г.Нальчик |
50,0 |
50,0 |
0,0 |
МКОУ гимназия №29 г.Нальчик |
46,7 |
26,7 |
0,0 |
МКОУ гимназия №14 г.Нальчик |
45,5 |
45,5 |
0,0 |
МКОУ №2 г.Прохладный |
33,3 |
66,7 |
0,0 |
МКОУ гимназия №13 г.Нальчик |
33,3 |
33,3 |
0,0 |
МКОУ лицей №2 г.Нальчик |
27,5 |
35,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №18 г.Нальчик |
25,0 |
75,0 |
0,0 |
Название ОО |
Доля участников, не достигших минимального балла |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов |
МКОУ СОШ №1 с.В. Балкария |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ с.Совхозное |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ №1 г.Прохладный |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СШ№2 с.Нартан |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №11 г.Нальчик |
50,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №1 г.Чегем |
33,3 |
33,3 |
0,0 |
МКОУ СОШ №4 с.Заюково |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ с.Приближная |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №14 (Майский) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ лицей №7 с.Новоивановского |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ п.Заводской |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №3 с. Чегем2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ №6 г.Прохладный |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
МКОУ СОШ №20 г.Нальчик |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
ВЫВОД.
Анализ результатов свидетельствует о значительном улучшении качества подготовки выпускников, сдававших английский язык.
Резко уменьшилось число выпускников, не преодолевших минимальный порог: если в 2015 их было 60, то в текущем году всего 7 человек.
На 14,4% возрос средний тестовый балл.
Существенно увеличилось число выпускников, получивших высокие баллы (от 81 и выше): с 32 в 2015 году до 48 в 2016 году.
Выпускники городских и статусных образовательных организаций показывают лучшие результаты.
Сложившаяся картина результатов ЕГЭ по английскому языку говорит о значительном улучшении качества подготовки выпускников ОО. Помимо повышения уровня языковой подготовки выпускников, улучшению качества результатов способствует уровень освоения стратегии и техники выполнения заданий ЕГЭ.
4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ
Обозначение задания в работе
|
Проверяемые элементы содержания
|
Проверяемые умения |
Уровень сложности задания
|
Средний процент выполнения по региону |
|
Аудирование |
|||||
1 |
Понимание основного содержания прослушанного текста |
Понимание на слух основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера в рамках изучаемых тем ; соотесение их содержания
|
Б |
94,72% |
|
2 |
Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации |
|
П |
98,37% |
|
3 |
Полное понимание прослушанного текста |
Полное понимание текстов монологического и диалогического характера в наиболее типичных ситуациях повседневного и элементарного профессионального общения |
В |
37,40% |
|
4 |
Полное понимание прослушанного текста |
|
В |
71,95% |
|
5 |
Полное понимание прослушанного текста |
|
В |
62,20% |
|
6 |
Полное понимание прослушанного текста |
|
В |
49,59% |
|
7 |
Полное понимание прослушанного текста |
|
В |
52,03% |
|
8 |
Полное понимание прослушанного текста |
|
В |
40,24% |
|
9 |
Полное понимание прослушанного текста |
|
В |
47,56% |
|
Чтение |
|||||
10 |
Понимание основного содержания текста |
Понимание основного содержания сообщений, несложных публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы |
Б |
97,56% |
|
11 |
Понимание структурно - смысловых связей в тексте |
Понимание структурно-смысловых связей текста |
П |
97,97% |
|
12 |
Полное и точное понимание информации в тексте |
Полное и точное понимание информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы Использовать изучающее чтение в целях полного понимания информации прагматических текстов, публикаций научно- познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы |
В |
52,03% |
|
13 |
Полное и точное понимание информации в тексте |
|
В |
33,74% |
|
14 |
Полное и точное понимание информации в тексте |
|
В |
62,60% |
|
15 |
Полное и точное понимание информации в тексте |
|
В |
56,50% |
|
16 |
Полное и точное понимание информации в тексте |
|
В |
50,41% |
|
17 |
Полное и точное понимание информации в тексте |
|
В |
40,65% |
|
18 |
Полное и точное понимание информации в тексте |
|
В |
55,69% |
|
Грамматика и лексика |
|||||
|
Грамматические навыки
|
|
Б |
|
|
19 |
Наиболее употребительные личные формы глаголов |
|
Б |
64,63% |
|
20 |
Местоимения личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительны |
|
Б |
44,72% |
|
21 |
Действительный . страдаетльный залог |
|
Б |
80,89% |
|
22 |
Наиболее употребительные личные формы глаголов |
|
Б |
59,35% |
|
23 |
Наиболее употребительные личные формы глаголов |
|
Б |
55,28% |
|
24 |
Наиболее употребительные личные формы глаголов |
|
Б |
42,28% |
|
25 |
Наиболее употребительные личные формы глаголов |
|
Б |
70,73% |
|
|
Лексико- грамматические навыки Аффиксы как элементы словообразования.
|
Уметь образовать слово с опорой на корневую основу используя знания наиболее типичных модлей аффиксаоьного словообразования современного английского языка |
|
|
|
26 |
Аффиксы как элементы словообразования |
Суффиксы наречий |
Б |
65,45% |
|
27 |
Аффиксы как элементы словообразования |
Аффиксы существительных |
Б |
60,16% |
|
28 |
Аффиксы как элементы словообразования |
Аффиксы существительных |
Б |
63,01% |
|
29 |
Аффиксы как элементы словообразования
|
Аффиксы прилагательных |
Б |
71,14% |
|
30 |
Аффиксы как элементы словообразования
|
Аффиксы прилагательных: |
Б |
56,91% |
|
31 |
Аффиксы как элементы словообразования
|
Суффиксы наречий |
Б |
70,73% |
|
|
Лексико-грамматические навыки
|
|
П |
|
|
32 |
Синонимы |
Знание глагольной синонимии |
П |
54,47% |
|
33 |
Фразовые глаголы |
Знание фразовых глаголов |
П |
39,84% |
|
34 |
Синонимия |
Знание синонимии |
П |
54,47% |
|
35 |
Синонимия |
Знание синонимии |
П |
50,00% |
|
36 |
Сочетаемость |
Знание устойчивых выражений |
П |
57,72% |
|
37 |
Фразовые глаголы
|
Знание фразовых глаголов |
П |
58,54% |
|
38 |
Синонимия |
Знание синонимии |
П |
50,00% |
|
|
Письмо |
|
|
|
|
39 |
Письмо личного характера |
Написание личного письма: с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; с изложением новостей; рассказом об отдельных фактах и событиях своей жизни; выражением своих суждений и чувств; описанием планов на будущее и расспросе об аналогичной информации партнера по письменному общению
|
Б |
|
|
1 |
Решение коммуникативной задачи |
|
Б |
1 б. -29,67% |
|
|
|
|
|
2 б. - 65,45% |
|
2 |
Организация высказывания |
|
Б |
1 б.- 28,86% |
|
|
|
|
|
2 б -64,23% |
|
3 |
Языковое оформление |
|
Б |
1 б -32,93% 2 б - 32,93%
|
|
40 |
Письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме |
Описывать факты, явления, события, выражать собственное мнение/суждение; уметь сравнивать свое и противоположное мнение, приводить аргументацию. Строить письменное высказывание согласно нормам и стилю жанра эссе. |
В |
|
|
1 |
Решение коммуникативной задачи
|
|
В |
1 б.- 12,20% 2 б. - 30,49% 3б. -30,49% |
|
2 |
Организация высказывания
|
|
В |
1 б- 7,32% 2 б. - 28,86% 3б. - 31,71% |
|
3 |
Лексика |
|
В |
1 б. -12,60% 2 б. - 28,86% 3 б. -23,58%
|
|
4 |
Грамматика
|
|
В |
1 б.- 15,85% 2 б. –18,70% 3 б. -10,98% |
|
5 |
Орфография и пунктуация |
|
В |
1 б. -21,95%2. 2 б. - 39,84%
|
|
Выводы.
Успешно освоены задания базового уровня в аудировании, чтении, письме (94% - 98%). Менее успешны результаты выполнения заданий базового уровня по грамматике.
Результаты выполнения заданий повышенного и высокого уровней несколько ниже. Диапазон выполнения (50% - 59%); исключение составляет задание 33 – 39,84% (фразовый глагол).
К выполнению задания «Письмо личного характера»приступили все участники экзамена и успешно справились с ним. Об этом свидетельствует статистика: максимум (2 балла) по критерию решение коммуникативной задачи получили 65,45% участников. Приблизительно в этом диапазоне и результаты по второму критерию - организация высказывания - 64,23%. Значительно ниже максимальная оценка по третьему критерию – языковое оформление - 32,93%, что говорит о низкой языковой грамотности.
При выполнении письменного задания с элементами рассуждения по предложенной проблемеиспытуемые справились с решением коммуникативной задачи: 2 балла получили 30,49%; и 3 балла - 25,20% участников. Статистика по второму критерию – организация высказывания – лучше: 2 балла - 28,86% и 3 балла - 31,71%.
Статистика по критерию грамматического оформления высказывания хуже(11%), чем статистика по критерию лексика (24%). Максимум за орфографию и пунктуацию получили 40 % испытуемых.
Название УМК |
Примерный процент ОО, в которых использовался данный УМК |
К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман 2014 англ.яз. |
50% |
Г.И.Воронина, И.В.Карелина, Просвещение 2014 Немецкий язык |
70% |
Афанасьева О.В., Дули Д, Михеева И.В. "Spotligbt"10 класс, 2015 |
40% |
М.Ю.Кауфман, Счастливый английский, Титул, 2012 |
50% |
Меры методической поддержки изучения учебного предмета в 2015-2016 учебном году на региональном уровне
№ |
Дата |
Мероприятие |
1 |
09.2015-04.2016 |
Постоянно действующий семинар «Методическое сопровождение изучения учебных предметов на третьем уровне обучения» (по предметам) |
2 |
09.2015-04.2016 |
Постоянно действующий семинар «Специфика оценивания уровня знаний обучающихся в рамках государственной итоговой аттестации» (по предметам) |
3 |
10.2015-12.2015 |
Курсы повышения квалификации для учителей, продемонстрировавших недостаточный уровень профессиональной компетенции |
ВЫВОДЫ
Анализ результатов ЕГЭ по английскому языку свидетельствует, что выбор данного предмета выпускниками образовательных организаций делается осознанно, в основном его сдают мотивированные учащиеся, которые занимаются языком сверх школьной программы. Участники продемонстрировали достаточный уровень владения компетенциями в области иноязычной лингвистики. Экзаменуемые успешно решают коммуникативную задачу, выстраивая собственное высказывание в соответствии с правилами иноязычной грамматики, соблюдением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка; с изложением новостей; рассказом об отдельных фактах и событиях своей жизни; выражением своих суждений и чувств; описанием планов на будущее и расспросе об аналогичной информации партнера по письменному общению. Однако затруднения вызывают задания, связанные с грамматикой и проверяющие языковую грамотность.
Рекомендации
Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что в при изучении иностранного языка необходимо больше внимания уделять практическому овладению лексикой и грамматикой иностранного языка, применяя для формирования всех видов лингвистических компетенций различные формы организации занятий по английскому языку на основе современных технологий, учебников и пособий.
Составители отчета
Анализ результатов ЕГЭ по английскому языку проведен ГБУ «Центр мониторинга и статистики образования» Минобрнауки КБР и ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» Минобрнауки КБР.
Ответственный специалист, выполнявший анализ результатов ЕГЭ по предмету |
Битокова Светлана Хаутиевна, профессор кафедры английского языка ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», доктор филологических наук. |
Председатель предметной комиссии по иностранным языкам |